Тимбилдинг. Типичные ошибки.



Зачем нужен тимбилдинг? 
 
Главная цель тимбилдинга, как следует из самого названия (в переводе с английского «team» – команда, «build» – строить) – это построение команды. А вот пониматься под этим термином могут разные моменты. Наиболее распространенный и чаще все встречающийся вариант – это объединение коллектива. Чаще всего на подобных мероприятиях доносимый посыл заключается во фразе «Одна компания – одна семья», и главная цель состоит в том, чтобы сдружить коллектив и научить его членов сообща справляться с трудностями.

Однако сплочение – далеко не единственная возможная цель тимбилдинга. Крупные компании часто сталкиваются со следующей проблемой: множественные отделы живут сами по себе, а общение между ними проводится исключительно в рамках рабочего процесса. Для того, чтобы внести в ежедневный процесс больше раскрепощенности, руководство может поставить главной целью тимбилдинга простое знакомство сотрудников друг с другом, которое в дальнейшем, возможно, позволит увеличить эффективность их совместной работы.

Тимбилдинг также может иметь и более конкретные и узкие цели.
Один из вариантов – проверка коммуникативных возможностей и лидерских качеств потенциального кандидата на повышения.
Еще один относительно распространенный вариант – это наблюдение за тем, в каких обстоятельствах и в каком окружении сотрудник чувствует себя наиболее комфортно. Это в дальнейшем может оказать влияние на формирование его рабочих обязанностей, подбор членов команды и т.д.

Формы тимбилдинга

В зависимости от выбранной цели меняется и форма тимбилдинга. В настоящее время наиболее распространены 3 формы проведения мероприятия.
Первая из них - это активное препровождение. Как правило, оно включает в себя выезд на природу либо в спортивные центры, где проводятся спортивные состязания между сотрудниками компании, организуются всевозможные походы и т.д.
Главная цель подобных мероприятий: научить сотрудников работать в команде, нести ответственность за весь коллектив, принимать верные решения сообща.
Вторая форма – это проведение семинаров и тренингов. В течение всего тимбилдинга сотрудники компании принимают участие в мероприятиях, нацеленных, прежде всего, на личностный рост: повышение умения работы в стрессовых ситуациях, выявления рисков, уровня организации тайм-менеджмента, работа над личной эффективностью, навыки ведения переговоров и т.д. Количество тренингов и их участников может быть огромным и зависит исключительно от решения руководства.
Третья форма – самая распространенная, и носит комбинированный характер. Участники тимбилдинга посещают семинары, после которых «для развлечения и отдыха» выполняют командные задания, имеющие, чаще всего, спортивную составляющую. Такие мероприятия, как правило, более насыщены и при этом занимают больше времени.

Кто должен быть на тимбилдинге?

Тимбилдинг – не корпоративная вечеринка, а потому нет необходимости приглашать туда всех сотрудников компании. Это не только снижает эффективность происходящего, но и может заметно ударить по бюджету компании. В зависимости от выбранных целей, участие в мероприятия должны принимать представители целевой аудитории. При этом наличие сотрудников на тимбилдинге должно быть делом сугубо добровольным: даже один принудительно подключенный к мероприятию сотрудник может заметно ухудшить общую атмосферу мероприятия, а чем больше таких людей становится, тем быстрее снижается вероятность получить желаемый эффект.
Впрочем, тимбилдинг – это не только коллектив и его руководители. В зависимости от формы проведения, участие в мероприятии принимают тренеры, менторы, спортивные инструкторы и т.д. Это также значимая (а в отдельных случаях – основная) статья расходов при организации, однако экономить на ней не нужно.


Лучше перенести тимбилдинг на момент, когда компания будет крепче стоять на ногах, чем, экономя, нанимать третьесортных специалистов, не имеющих ни должного опыта, ни необходимых навыков, ни какой-либо теоретической базы. 

Важно помнить, что тимбилдинг нужен, в первую очередь, руководству, проводится по его инициативе, а целью ставится достижение целей, поставленных руководителями. А потому идти на поводу приглашенных лиц в такой ситуации – это неверное решение.

Как избежать ошибок?


Грубое нарушение практически любого из описанных выше правил привет к тому, что эффективность тимбилдинга не оправдает ожиданий. Поэтому важно соблюдать ряд простых правил при организации мероприятий.
• Решите, для чего необходим тимбилдинг. Выбор одной конкретной цели позволит подобрать наиболее эффективные инструменты проведения мероприятия.
• Выберите правильную форму. Для знакомства персонала между собой отлично подойдет формат легкого отдыха, тогда как семинары и тренинги вряд ли объединят коллектив. Наоборот, развивать личную эффективность персонала лучше всего через тренинги, а не спортивные соревнования, требующие командной работы. И помните: тимбилдинг должен быть направлен на объединение персонала, а не розжиг конкуренции внутри коллектива (хотя в некоторых случаях и это может быть полезно).
• Учитывайте социальный портрет сотрудников. Тяжелые задания вряд ли понравятся коллективу, чье большинство составляют люди старшего возраста, а долгие монотонные семинары быстро наскучат молодому персоналу. Потому важно найти «золотую середину», что позволит провести мероприятия максимально эффективно.
• Уделяйте внимание мелочам. За решением больших проблем некоторые значительные, но маленькие детали могут оказаться незамеченными. Однако недостаток еды, проблемы с транспортировкой, плохие условия размещения могут серьезно повлиять на ход мероприятий. С негативной, разумеется, стороны.
• Нет необходимости работы на износ. Проведение большого количества мероприятий в сжатые сроки приводит к быстрой утомляемости персонала и снижению общей эффективности.
• Не ждите мгновенного результата. Этого не может дать даже идеально проведенное мероприятие, так как на понимание материала, применение его на практике и получение эффекта требуется время.
• Не путайте причину и следствие. Как бы красиво не звучали слова о единении сотрудников, они не принесут эффекта, если руководство компании игнорирует проблемы персонала, не реагирует на их жалобы и не выполняет обещания. Если не устранить хотя бы наиболее очевидные причины конфликтов, то тимбилдинг станет пустой тратой времени и денег.
Тимбилдинг может принести заметную пользу как компании в целом, так и каждому ее сотруднику в частности, однако реально это возможно только при правильно организованном и проведенном мероприятии.

Алексей Никоноров
Журналист
скачать dle 11.3