Характеристика предпринимателя через призму психологического подхода

На первый план при характеристике предпринимателей тех лет выходили следующие качества:
• склонность к риску;
• внутренний локус контроля,
• стремление бороться и побеждать,
• потребность в самоактуализации и общественном признании,
• преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудач.
Что изменилось с тех пор, а что выкристаллизовалось и стало основой для лепки современных предпринимателей? По умолчанию предприниматель всегда успешен, всегда инициативен, бесстрашен и полон идей. Поэтому социально-психологические качества, успешных предпринимателей давно служат объектом исследования для биографов, психологов и социологов, с целью разгадать секрет успеха рассматривается их характер, способности и социальные характеристики.


Исследования показали, что зависимость между IQ предпринимателя и эффективностью его деятельности криволинейная. 
Для примера давайте рассмотрим одно из самых известных исследований, посвященных зависимости таких результатов и успешности человека. В начала 1920-х годов психолог Льюис Терман приступил к изучению идеи о том, что гениальность может быть связана с общественной и личной дезадаптации.
Он отобрал около 1500 детей в возрасте от 8 до 12 лет, которые имели IQ не менее 140 — минимально требуемое значение, позволяющее человеку считаться гением. Средний балл IQ участников группы составлял 150, 80 человек имели результаты выше 170 баллов.
В течение нескольких следующих лет Терман продолжал отслеживать деятельность этих детей, наблюдая за тем, как высокий интеллект влиял на ход их жизни. Терман обнаружил, что эти дети, как правило, были развиты как психически, так и физически.
Эти дети не были только академически успешны; они были более здоровыми, были выше, сильнее и удачливее, чем их сверстники с более низкими показателями IQ. После смерти Термана в 1956 году несколько психологов продолжили исследование. Они продолжают отслеживать судьбы оригинальных участников, некоторые из них действительно достигли больших успехов в жизни. В числе участников знаменитый педагог-психолог Ли Кронбах, писатель Джесс Оппенгеймер, детский психолог Роберт Сирс, ученый Ансель Киз и другие. Но все ли участники наблюдения достигли подобного успеха? В 1955 году средний годовой доход составлял $5000, средний уровень доходов испытуемых Термана был впечатляющим – $ 33 000.


Две трети из них получили высшее образование, большое количество участников получили высшие учёные степени. Однако не все из них стали настолько успешными.
Мелита Оден, продолжившая исследование после смерти Термана, решила сравнить 100 самых успешных участников – группа «А» со 100 наименее успешными участниками – группа «C». Они обладали примерно одинаковым уровнем IQ, но лишь несколько человек из группы «С» получили профессиональное образование. Их доход ненамного превышал средний по стране, в этой группе был высок процент алкоголизма и разводов. Чем можно объяснить это несоответствие? Если IQ служит одним из критериев успеха, почему эти люди так по-разному жили? Ещё Терман отметил, что индивиды в группе «А», как правило, проявляют: – «Благоразумие и предусмотрительность, силу воли, упорство и желание отличиться».

В зрелом возрасте членов этой группы отличают три ключевых черты – целеустремлённость, уверенность в себе и настойчивость. О чём это говорит? О том, что, определяющими факторами в жизни являются всё-таки личностные черты человека.
Образец сегодняшнего предпринимателя представляет собой в первую очередь человека, воспринимающего себя и свое окружение уже достигшими цели, соответственно ее четко осознающими и понимающими все последствия ее достижения. То есть цель и намерение становится первоочередным фактором, формирующим текущую плеяду предпринимателей.
Причем успешность задуманного проекта стоит на параллельном рельсе самого процесса, особенно если проект тесно связан с инновационной или нестандартной в своем решении деятельностью. Таким образом, креативное мышление, интерес к процессу порождает очень примитивную современную классификацию, ориентированную на разницу развитых или врожденных лидерских качеств.
Полученные эмпирические данные позволили описать психологический портрет предпринимателя-лидера и предпринимателя-дельца, существенное различие состоит в разной степени развития лидерских и управленческих качеств и умений.
Предприниматель-лидер – это хороший руководитель, который уверен в своих силах, способен брать на себя ответственность, руководить людьми, хорошо знает свое дело.
Предприниматель-делец – это человек, который не всегда умеет управлять людьми, его больше интересует бизнес. Он склонен недооценивать роль взаимодействия с окружающими в бизнесе. Он проявляет неуверенность в собственных силах, мягок в обращении с подчиненными. Для него более удобна позиция партнера, который освобожден от необходимости управлять людьми и нести за них ответственность.

Теоретические основы принятия решений


Но как обычно, жизнь удивляет любого психолога от предпринимательства, жонглируя ролями дельцов и предпринимателей, заставляя их переквалифицироваться в более осязаемые профессии или пуститься «во все тяжкие», например, к своему психотерапевту.
Процесс принятия решения можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. Рассмотрим вариант процесса принятия решений, состоящий из восьми этапов. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.
На первом этапе осуществляется сбор, обработка и анализ информации. Основная задача этого этапа, решаемая аналитиками — своевременное обнаружение сигналов затруднений в функционировании и предварительное определение причин, оповещение лиц, принимающих решения.
На втором этапе описывается проблемная ситуация. Определяется проблемный характер ситуации, проявившейся как следствие воздействия системы внешних факторов, неучтенных прогнозом или субъективной деятельностью персонала управления, которую можно скорректировать. Отбирается релевантная информация.
На третьем этапе диагностируется выявленная проблема. На основе поступающей информации фиксируются ее симптомы. Причины возникновения проблемной ситуации становятся понятными.
Как правило, выявляются группы проблем, и менеджерам следует определить приоритетность их решения. С этой целью проблемы можно исследовать.

Для последующего выбора главной проблемы, из таких как: прибыль, дивиденды, расходы, рост производительности, риски, имидж организации и необходимо определить стандарты, критерии оценки возможных решений. Здесь же лица, принимающие решения, уясняют ограничения. 
Например, неадекватность средств потребности в закупке ресурсов, новых технологий, низкая квалификация персонала, исповедуемые в организации этические нормы.
На четвертом этапе успешное решение проблемы часто зависит от разработанных альтернатив ее решения. При этом всегда существует опасность, что часть лучших вариантов будет упущена. Поэтому, как правило, усилия направляются на тщательное выявление и обоснование всех альтернативных вариантов. Допустимые альтернативы выбираются с учетом ограничений, возможностей организации и критериев. Нечетко сформулированные проблемы решаются в условиях неопределенности.
На пятом этапе предварительно выбирается лучшая альтернатива. На основе прогнозов, расчета риска выполняется тщательный анализ допустимых с позиции достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. При этом выясняется, что при решении сложных задач на основе количественных показателей трудно выработать однозначные рекомендации о выборе конкретной альтернативы.
Конечный результат работы на пятом этапе – вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, предложенных системными аналитиками лицу, принимающему решение по данной проблеме.
На шестом этапе оцениваются альтернативы на основе информации, предоставленной аналитиками, и дополнительной. При этом используются результаты аналитических расчетов различных вариантов, рисков, а также личный опыт управленцев и их интуиция. Появляется суждение о предпочтительности вариантов достижения целей.
На седьмом этапе окончательно принимается и оформляется решение. Структура, содержание решения и особенности его последующей реализации определяются уровнем управленческой иерархии, где оно принято, культурой принятия решений и управления в целом.
Восьмым этапом собственно является реализация управленческих решений. Суть этого метода, основана на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенных вариантов решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление.

При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: 
• обоснованность решения; 
• оптимальность выбора; 
• правомочность решения; 
• краткость и ясность; 
• конкретность во времени;
• адресность к исполнителям; 
• оперативность выполнения.
В заключение, хотелось бы отметить, что мы имели возможность наблюдать за развитием, спадом и новым подъёмом многих гигантов-предпринимателей, уже вошедших в мировую историю: Билом Гейтсом, Стивом Джобсом, Марком Цукербергом, Тедом Тернером, Опрой Уинфри. Что дает нам право иногда отходить от многоступенчатых этапов принятия решений, и иногда принимать решения, опираясь только на интуицию при дефиците предложенных альтернатив.

Эльмира Сариева
Журналист
скачать dle 11.3