«Мягкие» и «твердые» навыки на рынке труда

Твердые навыки (hardskills) — это набор умений и знаний, которые каждый человек получает в университете, из профессиональной литературы, на курсах повышения квалификации или в ходе работы. Определить их несложно, так как все они обычно отражены в резюме или сопроводительном письме: знание иностранных языков, степени и дипломы, сертификаты, навыки владения компьютерными программами и так далее. Специфика будет отличаться в зависимости от отрасли и должности, но это тот профессиональный базис, без которого построить карьеру невозможно. Долгое время было принято считать, что основную ставку в росте и развитии следует делать именно на них.
Однако в цифровую эпоху приоритеты меняются, и сейчас более значимыми становятся мягкие навыки (softskills). Об этом свидетельствуют и статистические данные: по мнению исследователей Гарвардского и Стэнфордскго университетов, успешное продвижение по карьерной лестнице определяется развитыми умственными способностями и навыками работы с людьми в 85% случаев.

Все чаще для работодателя важно найти не просто профессионала, а такого соискателя, у которого хорошо развиты мягкие навыки. Под ними обычно понимают универсальный комплекс личных человеческих качеств, проявление которых сложно проверить или наглядно продемонстрировать.
Такие навыки применимы в широком контексте без привязки к профессиональной отрасли и уровню корпоративной пирамиды. Их наличие позволяет работнику не только выполнять свои задачи эффективнее, но и в случае смены работы — переходить между отраслями, не теряя свою востребованность.
Условно softskills можно поделить на две основные категории — внутренние и внешние. Первая группа сфокусирована на самом человеке и на его способности управлять собственными чувствами и эмоциями, а вторая — на том, как человек взаимодействует с другими людьми и руководит ими. В контексте подобных характеристик нередко возникает термин «эмоциональный интеллект» — возможность адаптироваться к внешнему окружению, считывать сигналы других людей и реагировать на них надлежащим образом. Помимо коммуникативных навыков, ещё один из важных блоков softskills связан с управлением — финансами, временем, расстановкой приоритетов, целеполаганием и так далее. Нередко сюда же относят и креативность, так как с внедрением технологий и активной автоматизацией рутинной деятельности все больше растет необходимость мыслить нестандартно, придумывать и создавать новое.

Мягкие навыки, которые наиболее востребованы в деловом мире — это самоанализ, сочувствие, эмоциональное регулирование, умение слушать, доверять и вести коммуникацию (как письменно, так и устно). 
Многие из них взаимосвязаны между собой: например, только по-настоящему выслушав человека с его проблемой, вы сможете посочувствовать ему или помочь, а при хорошо налаженном общении со всеми, укрепить доверие команды к себе и своим решениям. Безусловно, пробелы в навыках могут зависеть и от типа личности человека, поэтому интроверты должны учиться лучше понимать других людей, а экстравертам нужно контролировать, чтобы их не было «слишком много» в командной работе.
Опросы работодателей, в том числе и на финансовом рынке, показывают, что наличие подобных компетенций имеет большое значение для эффективной работы компаний и организаций.
Согласно нашему исследованию, к 2025 году значимость таких компетенций еще больше возрастет. По мнению профессиональных бухгалтеров и финансистов, акцент в развитии необходимо сделать на знании цифровых технологий.
Например, в финансовой сфере работникам следует сфокусироваться на наращивании своей экспертизы в предикативной аналитике, больших данных и интеллектуальном программном обеспечении. На втором месте по важности — коммуникативные навыки, практически любая профессия сейчас подразумевает ежедневное общение с другими людьми, командные обсуждения и коллективное решение проблем, однако далеко не все умеют договариваться, слушать и слышать. Третья, также немаловажная группа — это знание своей отрасли, рынка и умение быстро находить информацию.

В связи с этим меняется и подход кадровых специалистов к подбору персонала и работы с ним. Если навыки общения можно увидеть на самом собеседовании и оценить через язык тела, то другие softskills выявить непросто: кандидаты могут ничего не сказать о них в своих резюме, эффективность личностных тестов противоречива, и даже групповые стрессовые интервью могут не дать возможность соискателям проявить их. 
Поэтому чаще всего в рамках классического интервью задается больше поведенческих и ситуационных вопросов, позволяя кандидатам говорить об их индивидуальном опыте в конкретных ситуациях в прошлом.
Если говорить об освоении и улучшении подобных навыков работниками, то наилучший способ — это тренинги, направленные на развитие уверенности в себе, самоконтроля, умении адаптироваться, контролировать свои эмоции и управлять стрессом. Безусловно, можно заниматься и самообразованием, но чтение книг и статей лишь сформирует базу знаний, а не само умение и навык.
Как известно, спрос рождает предложение, поэтому в последние годы произошел большой скачок на рынке дополнительного образования: появляются офлайн — и онлайн-курсы, консультанты, приложения для изучения языков. Учебные заведения также начинают адаптировать программы, меняя фокус с «твердых» навыков на «мягкие». Например, некоторые университеты перешли на проектное обучение, которое позволяет студентам участвовать в работе над реальными проектами как в рамках университета, так и в его партнерских организациях. Крупные компании также уделяют большое внимание решению этой проблемы, поэтому сейчас бум корпоративных университетов, библиотек и тренингов.


Источник
скачать dle 11.3