Подготовка кадров в условиях франшизы

Франчайзинг – это особый вид регламентированного договора между франчайзером – компанией, предоставляющей франшизу и франчайзи – компанией, ее получившей. Условия договора могут быть различными: от простых, до детально прописанных условий использования бренда. В первую очередь они затрагивают условия отчислений за использование франшизы, будь то фиксированная ставка или процент от продаж. При необходимости более жесткого контроля отдельными пунктами в договоре описываются условия использования торгового оборудования, подбора и подготовки кадров и т.д.

Бизнес «с нуля» по готовому шаблону

Зародился франчайзинг в 1851 г. в Америке. Его родоначальником принято считать Исаака Зингера, создавшего систему продаж и обслуживания швейных машин на строго определенной территории страны. В 20-х гг. XX века в стране стал развиваться товарный франчайзинг. В 30-х гг. эту систему стали осваивать нефтеперерабатывающие предприятия США, создавая сети бензоколонок. Но основателям франчайзинга в современном виде стал Рэй Крок, создавший Business Format Franchisings, когда вместе с франшизой передается вся система ведения бизнеса. Рэй Крок основал Mac Donalds Inc.
Хотя о франчайзинге в Казахстане заговорили еще в 90-х, тем не менее, на отечественном рынке такой способ ведения бизнеса приобрел популярность совсем недавно. Существует рейтинг успешных и известных брендов, работающих в Казахстане по франшизе, составленный Евразийской ассоциацией франчайзинга. В десятку входит Coca-Cola, Burger-King, Hardee’s, KFC, Milavitsa и прочие известные бренды.

Кадры решают все

С приобретением франшизы, франчайзи удается избежать целого ряда проблем, сопровождающих любой бизнес. Нет необходимости терять первые годы на PR-компании, нацеленные на повышение узнаваемости бренда, разработку и внедрение бизнес-процессов и регламентов. Ведение маркетиновых мероприятий и рекламных компаний чаще всего ложится на плечи франчайзера. В некоторые пакеты даже входит так называемая услуга dropshipping (прямая поставка), которая позволяет избежать массы издержек, связанных с содержанием складской территории и поддержанием необходимого товаро-материального запаса. Согласитесь, это важная составляющая!

Искусство подбора кадров приходит с опытом. Конечно, франчайзер может быть прямо заинтересован в быстром и качественном наборе персонала, но все зависит от условий договора франшизы.

Как правило, вопрос рекрутинга ложится на плечи франчайзи, который на начальных этапах получает лишь руководство по использованию франшизы. Не все франчайзеры рассматривают своих франчайзи как стратегического партнера, отношения с которым выстраиваются на перспективу, а задачи по подбору кадров и дальнейшему их обучению решаются совместно. 
Для последнего примера характерна совместная работа над скриптами продаж, различными программами обучения и регулярным анализом текущих показателей.
Чтобы лучше понять особенности методологии подбора и подготовки кадров в условиях франшизы, нужно разобраться в ключевых отличиях франшизы от классического стартапа.

Разновидности и стоимость франшиз

У франшизы существуют два основных способа оплаты или вознаграждения – паушальный и роялти. Паушальная оплата или взнос – это разовое, единовременное вознаграждение за право работы под известным брендом. Роялти – это регулярный, чаще всего ежемесячный процент, уплачиваемый от оборота либо от полученной чистой прибыли.
Как эти знания могут повлиять на методологию рекрутинга? Логика следующая: франшиза с разовым взносом в пакете скорее будет иметь лишь теоретические инструкции по поиску кадров. Да, какие-то новые вводные получить можно, но кардинально это не поможет. На практике придется столкнуться с совершенной иной реальностью, особенно в условиях казахстанского рынка труда и дефицита квалифицированных кадров. Такой расклад легко может стать губительным для франшизы.
В случае с роялти все может быть с точностью до наоборот. Правообладателю будет выгодно успешное развитие его бренда на новом рынке, а значит, он будет прикладывать все усилия для этого. В пакет такой франшизы могут входить дополнительные вебинары, семинары и тренинги, направленные на эффективный поиск и повышение квалификации сотрудников. Однако следует помнить, что роялти этого не гарантирует.
Франшизы классифицируются по следующим разновидностям:
стандартная - предполагает паушальный взнос, роялти и постоянный контроль бизнеса;
свободная - минимальный роялти и отсутствие контроля;
серебряная - владелец бренда лично создает рабочий филиал и сдает его под ключ с последующей оплатой роялти;
золотая - эксклюзивные права на франшизу в определенном регионе и полная свобода действий;
арендная - франшиза предоставляется на определенный срок. Полученные доходы делятся согласно договоренности.
В зависимости от вида франшизы выбирается стратегия формирования штатного расписания и, при необходимости, его дальнейшего обучения.

После выбора формы франшизы и определения стратегий по рекрутингу необходимо сосредоточится на формировании команды. Тут следует мыслить масштабно и креативно. 
Помимо популярных рекрутинговых площадок, нужно использовать возможности социальных сетей, через которые можно найти линейных менеджеров. Яркое и креативное объявление о наборе привлечет внимание не только к вакансии, но и к самому бренду. В то же время, для поиска руководителей или «топов» лучше использовать профильные сайты. Так больше шансов привлечь профессионалов.
В заключении, хотелось бы отметить, что сама механика поисков и обучения кадров ничем не отличается от механики набора штата в классическом бизнесе. Но регулярная помощь франчайзера может не только значительно сократить издержки, но и сэкономить массу времени.


Тея Судзиловская
Журналист

скачать dle 11.3